Авторы: Б. М. Неменский,
В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров,
Л. А. Неменская, Н. А. Горяева,
А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова,
Е. И. Коротеева
Данная линия учебников имеет
грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка
«Изобразительное
искусство и художественный труд»
является целостным интегрированным
курсом, который включает в себя все
основные виды искусства: живопись,
графику, скульптуру, декоративно-прикладное
искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные
и экранные искусства. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими
искусствами и их конкретными связями
с жизнью общества и человека.
Систематизирующим
методом является
выделение трех
основных видов художественной деятельности
для визуальных пространственных
искусств: конструктивной, изобразительной,
декоративной.
Эти
три вида художественной деятельности
являются основанием для деления
визуально-пространственных искусств
на виды: изобразительные — живопись,
графика, скульптура; конструктивные —
архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Но
одновременно каждая из этих форм
деятельности присуща созданию любого
произведения искусства и поэтому
является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов
искусства в единую систему, членимую
не по принципу перечисления видов
искусства, а по принципу вида художественной
деятельности. Выделение принципа
художественной деятельности акцентирует
перенос внимания не только на произведение
искусства, но и
на деятельность
человека, на выявление его связей с
искусством в процессе ежедневной
жизни.
Программа
«Изобразительное искусство и художественный
труд» входит в учебный комплект «Школа
России» и строится на основе отечественных
традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые,
современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования
и положения в культуре в
целом.
Приоритетной
целью художественного образования в
школе является духовно-нравственное
развитие ребенка: формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии
мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Эта задача ни в коей мере
не ограничивает связи с мировыми
процессами, напротив, в основу программы
положен принцип «от родного порога в
мир общечеловеческой культуры». Россия —
часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие
культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи
искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии,
роль искусства в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень
программы.
При
выделении видов художественной
деятельности очень важной является
задача показать разницу их социальных
функций.
Программа
построена так, чтобы дать школьникам
ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа
на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности
является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление
к выражению своего отношения к
действительности должно служить
источником развития образного
мышления.