Авторы: Т. Я. Шпикалова,
Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова,
Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова
Данная линия учебников имеет
грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка
Программа
создана в соответствии с концепцией
модернизации российского образования,
с опорой на положения правительственных
документов по вопросам воспитания у
граждан любви к отечеству, национального
достоинства, интереса к культурно-историческим
традициям русского и других народов
страны.
Основные цели
программы: • обеспечить
Обязательный минимум содержания
федерального компонента начального
общего образования по предметам
«Изобразительное искусство» и «Технология.
Художественный труд»; • содействовать
развитию эмоционально-ценностного
восприятия произведений профессионального
и народного искусств, окружающего
мира; • способствовать
освоению первичных знаний о разнообразии
и специфике видов и жанров профессионального
и народного искусства (графика, живопись,
декоративно-прикладное, архитектура,
дизайн); • содействовать
воспитанию личности на основе высших
гуманитарных ценностей средствами
изобразительного искусства и народных
традиций в художественных технологиях;
воспитанию нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к людям и
результатам их труда, традициям,
героическому прошлому, многонациональной
культуре; • обеспечивать
овладение элементарными умениями,
навыками, способами художественно-трудовой
деятельности с различными
материалами; • способствовать
формированию образного мышления,
пространственного воображения,
художественных, проектных, конструкторских
способностей на основе творческого
опыта в области пластических искусств
и народных художественных промыслов.
Данная программа
включает программы двух учебных предметов
«Изобразительное искусство» и
«Художественный труд. Технология», что
позволяет обеспечить интеграцию уроков
искусства и художественного труда.
Интегративные связи между предметами
реализуются в процессе синхронного
освоения учебного материала и
осуществляются на основе
общности: • развивающих
(развитие творческих способностей,
проектных, художественно-трудовых
умений) и воспитательных
(нравственно-эстетических)
задач; • основных
качеств художественной вещи, изделия
(материал, форма, пропорции, декор), а
также средств выразительности,
рассмотрение и освоение которых
осуществляется и на уроках изобразительного
искусства, и на уроках художественного
труда.
В построении
содержания обеих программ
предусмотрена: • в
выборе заданий, материалов и
техник; • в
выборе произведений изобразительного
и народного искусства с учетом региональных
особенностей; • в
организации самостоятельной познавательной
и творческой деятельности учащихся в
форме поисковой работы, экспериментов
с художественными материалами, а также
с бумагой, глиной, тканью, природными
материалами.
Программа составлена
в соответствии с государственным
стандартом общего образования и объемом
времени, отведенным на изучение учебных
предметов: изобразительное искусство —
1 час, художественный труд — 1 час
из образовательной области «Технология»
или из вариативной части базисного
учебного плана. Содержание
программы «Изобразительное
искусство» представлено в виде
взаимосвязанных разделов. Раздел
«Основы художественного изображения.
Изобразительное искусство» ориентирует
на эмоционально-эстетическое восприятие
произведений профессионального
искусства, на формирование ценностного
отношения к явлениям природы, к образам
фольклора и литературы, к реальным
людям, животным и птицам. Содержание
раздела предполагает овладение учащимися
художественно-творческим опытом в
рисовании с натуры, по памяти и
представлению; освоение приемов создания
художественных образов с использованием
средств художественной выразительности
(цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции,
композиция). Раздел
«Основы народного декоративно-прикладного
искусства» нацелен на развитие
эмоционально-ценностного восприятия
учащимися народного декоративно-прикладного
искусства России и народов мира, на
познание многообразия видов народного
искусства, их региональных особенностей.
Содержание этого раздела предполагает
накопление творческого опыта учащихся
в процессе упражнений по освоению
специфики образного языка народного
искусства (на основе повтора, вариаций),
самостоятельного составления композиций
по мотивам народного творчества (на
основе вариаций, импровизаций) и
художественной деятельности по выполнению
оформления изделий, изготовленных на
уроках труда. Содержание
программы «Художественный труд»
представлено в программе в виде следующих
разделов. Раздел
«Работа с бумагой» ориентирует на
овладение учащимися общетрудовыми
знаниями и умениями и способами работы
с бумагой, на художественно-творческую
деятельность через познание технологических
и художественных свойств бумаги.
Предполагает овладение опытом практической
деятельности по созданию полезных и
красивых изделий из бумаги на основе
освоения традиционной и современной
технологии художественной обработки
бумаги, применению средств художественной
выразительности в декоративно-прикладных
работах (силуэт, композиция, форма и
пропорции, объем, пространство). Содержание
раздела «Работа с текстильными
материалами» нацелено на познание
технологических, эстетических свойств,
способов обработки ткани. Предполагает
овладение младшими школьниками опытом
трудовой деятельности на материале
традиционных художественных ремесел:
ручного узорного ткачества, ручной
набойки, лоскутного шитья, вышивки,
знакомит с доступной учащимся начальной
школы технологией выполнения элементов
традиционного костюмного
комплекса. Разделы
«Работа с глиной (пластилином)» и
«Работа с природными материалами»
нацелены на ознакомление учащихся со
свойствами, приемами обработки и
декорирования изделий из пластических
и природных материалов. Овладение опытом
практической деятельности осуществляется
в процессе создания художественных
изделий по мотивам традиционных школ
народного мастерства из бересты, соломки,
глины и других материалов на основе
творческих принципов народного искусства
(повтор, вариации, импровизация).
|