Учебно-методический комплект для начальной школы
«Планета знаний»
Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.
Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.
УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским.
«Букварь», «Прописи» и «Русский язык» для 1 класса подготовили заслуженные учителя Российской Федерации Т.М. Андрианова и к.п.н. В.А. Илюхина.
«Литературное чтение» для 1–4 классов создано заслуженным учителем Российской федерации, к.п.н. Э.Э. Кац.
«Английский язык» для 2– 4 классов написали учителя с большим стажем практической работы Е.В. Насоновская, Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина. Учитель-историк, к. ист. н. Е.В. Саплина – один из авторов учебников «Окружающий мир» для 3– 4 классов.
В создании комплекта участвуют известные ученые-педагоги. Под руководством академика Российской академии образования М.И. Башмакова подготовлена «Математика» для 1–4 классов, «Русский язык» для 2– 4 классов написан к.п.н. Л.Я. Желтовской, «Музыка» – д.п.н. Т.И. Баклановой, «Изобразительное искусство» – д.п.н. Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных материалов по предмету «Окружающий мир» являются профессор И.В. Потапов, к.п.н. Г.Г. Ивченкова и к. ист.н. А.И. Саплин.
Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению – это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.
Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.