Ребенок-клоун в классе (советы учителям)
Дети-клоуны,
дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для неопытной учительницы,
когда на уроке сидит такой "артист", работа становится пыткой.
Наши рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную модель
поведения в этой ситуации.
- Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что
в классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло
на себя", прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса)
уделите ему минуту персонального пристального внимания. Спросите о
чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь
его мнением, просто подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите
в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому что в большинстве
случаев этой минутной "порции" бывает достаточно, чтобы
следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить
вам нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого
вовсе не обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните
и хорошо к нему относитесь.
- Иногда очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите
момент и поговорите с ребенком о том, как вам мешают его постоянные
выходки в классе, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные
дети могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого
типа вовсе не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши
жалобы и искренне хотят исправить свое поведение - только не могут
ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против безобидных
шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик начинает
вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого:
"Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест,
взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно
и приятно, что он становится "избранным", доверенным лицом,
хранителем секрета. Ваш условный знак (который займет у вас не более
5 секунд) для него есть та самая необходимая порция внимания, "доза",
глоток воздуха, который позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
- Если сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные
меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось
в театр одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул,
стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное
письменное задание - чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае,
можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше - отвести в учительскую
или к охраннику, и посадить в уголке. Важно избежать долгого спектакля:
"Выйди из класса!" - "Нет, а что я сделал?", и
так пять раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте
выходкам ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно, безэмоционально
пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока - и все.
- Ни в коем случае не создавайте для такого "обаяшки" режим
попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию.
Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно
ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе
придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение
терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции
в виде крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня
учится не в классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча,
например. Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам,
и чтобы все они были проверены и оценены.
- Когда ученик ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно
найдите возможность посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно
разрушить в его голове неправильную связь "паясничаю - получаю
внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и заменить ее
другой: "паясничаю - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо
- получаю внимание и признательность".
Автор: Л. Петрановская