Авторы: Б. М. Неменский,
В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров,
Л. А. Неменская, Н. А. Горяева,
А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова,
Е. И. Коротеева
Данная линия учебников имеет
грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка
«Изобразительное
искусство и художественный труд»
является целостным интегрированным
курсом, который включает в себя все
основные виды искусства: живопись,
графику, скульптуру, декоративно-прикладное
искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные
и экранные искусства. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими
искусствами и их конкретными связями
с жизнью общества и человека. Систематизирующим
методом является выделение трех
основных видов художественной деятельности
для визуальных пространственных
искусств: конструктивной, изобразительной,
декоративной. Эти
три вида художественной деятельности
являются основанием для деления
визуально-пространственных искусств
на виды: изобразительные — живопись,
графика, скульптура; конструктивные —
архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Но
одновременно каждая из этих форм
деятельности присуща созданию любого
произведения искусства и поэтому
является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов
искусства в единую систему, членимую
не по принципу перечисления видов
искусства, а по принципу вида художественной
деятельности. Выделение принципа
художественной деятельности акцентирует
перенос внимания не только на произведение
искусства, но и на деятельность
человека, на выявление его связей с
искусством в процессе ежедневной
жизни. Программа
«Изобразительное искусство и художественный
труд» входит в учебный комплект «Школа
России» и строится на основе отечественных
традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые,
современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования
и положения в культуре в
целом. Приоритетной
целью художественного образования в
школе является духовно-нравственное
развитие ребенка: формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии
мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Эта задача ни в коей мере
не ограничивает связи с мировыми
процессами, напротив, в основу программы
положен принцип «от родного порога в
мир общечеловеческой культуры». Россия —
часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие
культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения. Связи
искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии,
роль искусства в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень
программы. При
выделении видов художественной
деятельности очень важной является
задача показать разницу их социальных
функций. Программа
построена так, чтобы дать школьникам
ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа
на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности
является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление
к выражению своего отношения к
действительности должно служить
источником развития образного
мышления. Одной
из главных целей преподавания искусства
становится задача развития у ребенка
интереса к внутреннему миру человека,
способности «углубления в себя»,
осознания своих внутренних переживаний.
Это является залогом развития способности
сопереживания. Художественная
деятельность школьников на уроках
находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению);
выполнение декоративной и конструктивной
работы; восприятие явлений действительности
и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного
творчества и индивидуальной работы на
уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных). На
уроках вводится игровая драматургия
по изучаемой теме, прослеживаются связи
с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью накопления опыта творческого
общения в программу вводятся коллективные
задания. Очень важно, чтобы коллективное
художественное творчество обучающихся
нашло применение в оформлении школьных
интерьеров. Систематическое
освоение художественного наследия
помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении
всего курса обучения школьники знакомятся
с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства,
изучают классическое и народное искусство
разных стран и эпох. Огромное значение
имеет познание художественной культуры
своего народа. Тематическая
цельность и последовательность развития
программы помогает обеспечить прочные
эмоциональные контакты с искусством
на каждом этапе обучения, не допуская
механических повторов, поднимаясь год
за годом, урок за уроком по ступенькам
познания ребенком личных человеческих
связей со всем миром художественно-эмоциональной
культуры. Художественные
знания, умения и навыки являются основным
средством приобщения к художественной
культуре. Форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем,
фактура материала, ритм, композиция
группируются вокруг общих закономерностей
художественно-образных языков
изобразительных, декоративных,
конструктивных искусств. Эти средства
художественной выразительности учащиеся
осваивают на всем протяжении
обучения. Три
способа художественного освоения
действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в
начальной школе выступают для детей в
качестве хорошо им понятных, интересных
и доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства. Необходимо
иметь в виду, что, представленные в
начальной школе в игровой форме как
Братья-Мастера Изображения, Украшения,
Постройки, эти три вида художественной
деятельности должны сопутствовать
учащимся все годы обучения. Они
помогают вначале структурно членить,
а значит, и понимать деятельность
искусств в окружающей жизни, а затем
более глубоко осознавать искусство. При
всей предполагаемой свободе педагогического
творчества необходимо постоянно иметь
в виду ясную структурную цельность
программы, цели и задачи каждого года
и каждой четверти, обеспечивающие
поступательность развития учащихся. |