Авторы:
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Данная линия
учебников имеет грифы «Рекомендовано»
и «Допущено»
Пояснительная
записка
Учебно-методический
комплект по русскому языку (программа,
учебник, рабочая тетрадь, методическое
пособие) направлен на осуществление
языкового образования и развития младших
школьников, необходимого и достаточного
для дальнейшего обучения детей родному
языку в средней школе. В
основе учебно-методического комплекта
лежит Обязательный минимум содержания
стандарта по русскому языку для
общеобразовательных школ, а также идеи
традиционной программы, разработанной
Н. С. Рождественским и получившей
дальнейшее совершенствование в
современной школе. Однако содержание,
языковой материал, последовательность
его изучения, сам подход к его изучению
усовершенствованы в связи с достижениями
психолингвистики, методики обучения
русскому языку, школьной практики и
современных требований общества в
школе. Продолжая
традиции российского образования,
авторы уделяют большое внимание духовному
и нравственному развитию младших
школьников. В
программе и учебниках реализованы
коммуникативно-речевой, системно-функциональный,
личностно ориентированный подходы к
обучению детей родному языку и всему
курсу придана деятельностная
основа. Курс
русского языка включает три основных
раздела: «Текст», «Предложение», «Слово»,
вокруг которых группируются факты,
понятия и явления языка, подлежащие
изучению в 1—4 классах. Распределение
учебного материала соответствует схеме
«речь — текст — предложение —
слово». Система
обучения русскому языку предполагает
взаимосвязь и реализацию следующих
направлений курса: 1. Развитие
и совершенствование основных видов
речевой деятельности (слушание, говорение,
чтение, письмо, внутренняя речь). Данное
направление связано с развитием дара
слова, формированием умения выражать
свои мысли в устной и письменной форме.
Речевое развитие детей — основной
принцип всех занятий по русскому языку,
именно оно содействует воспитывающей
и развивающей роли предмета, активизации
познавательной деятельности
школьников. Осознавание
детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса
речи, специальных речевых умений заложит
основы для овладения устной и письменной
формами языка, культурой речи, позволит
младшим школьникам правильно воспринимать,
анализировать свою и чужую речь, а также
создавать собственное речевое
высказывание. 2. Формирование
научных, доступных младшим школьникам
представлений о языковых понятиях и
явлениях, а также умений и навыков их
использования в практической
деятельности. Предметом
изучения и языкового анализа становится
для учащихся широкий круг сведений,
относящихся к разным сторонам языка:
лексике, фонетике, графике, орфографии,
словообразованию, морфологии, синтаксису,
культуре речи, стилистике. Программа
и учебники построены так, чтобы дать
детям основы знаний о языке (о тексте
как единице языка и речи, типах текста,
предложении, типах предложений по цели
высказывания и интонационной оформленности,
главных и второстепенных членах
предложения, об обращении, о простых и
сложных предложениях, о словосочетании,
слове и его составе, частях речи, слоге,
звуке, ударении, ударных и безударных
гласных, твердых и мягких, глухих и
звонких, шипящих согласных звуках).
Знакомясь с единицами языка разных
уровней, учащиеся усваивают их роль,
функции, связи и отношения. На
основе ознакомления с принципами письма
и системой правил правописания происходит
формирование грамотного письма,
орфографическая и пунктуационная
подготовка школьников. В начальных
классах школы должна действовать
установка на безошибочное письмо,
которая может быть реализована, если
все обучение орфографии и пунктуации
будет носить предупредительный характер.
Все возможные ошибки школьников должны
быть предупреждены до процесса письма
за счет послогового и поморфемного
проговаривания, опоры на правило; в
процессе письма — за счет комментирования,
послогового проговаривания, использования
определенного правила; по итогам
написанной работы школьник должен уметь
объяснить допущенную им
ошибку. Предупредительный
характер орфографии и пунктуации требует
от учителя знания того факта, что основой
методики обучения русскому правописанию
является знание его свойств, распознавание
частей речи и значимых частей слова,
владение учащимися орфографическими
умениями обнаруживать орфограмму,
определять ее тип, соотносить орфограмму
с определенным правилом, выполнять
действие по правилу, осуществлять
орфографический самоконтроль. Названные
основы знаний о языке достаточны, они
имеют значение для общего развития
детей, для практики речи, для орфографической
и пунктуационной грамотности. 3. Активизация
мыслительной, познавательно-языковой
и коммуникативно-речевой деятельности
учащихся. Одним
из эффективных средств обеспечения
активности учащихся в процессе изучения
русского языка является учебно-познавательная
задача. Решая задачи разного уровня
сложности, младшие школьники становятся
участниками наблюдений над языком,
проводят микроисследования в области
языка и речи, постепенно открывают для
себя определенные стороны языковых
понятий, явлений, фактов. Поисковая
деятельность детей может быть организована
и за счет использования материалов
толкового и других словарей, иных
материалов справочного характера
учебника, обеспечивающих привитие
культуры умственного труда, учебных
умений, навыков самообразования. В
процессе языковой деятельности младшие
школьники овладевают приемами активного
анализа и синтеза (применительно к
изучаемым единицам языка и речи), приемами
сопоставления, нахождения сходств и
различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что,
несомненно, будет способствовать
умственному и речевому развитию, развитию
потребности в постижении языка и речи
как предмета изучения, выработке
осмысленного отношения к употреблению
в речи основных единиц языка. 4. Создание
у школьников мотивации к изучению языка,
воспитание чувства уважения к слову и
русскому языку в целом. Условием
реализации этого направления может
стать содержание языкового материала
учебника и рабочей тетради. Оно создаст
хорошую языковую базу для организации
работы на уроке, позволит учителю
использовать его для решения определенных
учебно-познавательных задач, будет
способствовать воспитанию чувства
уважения к русскому языку, способности
понимать, чувствовать его богатство и
емкость, красоту и выразительность.
Методический аппарат учебника, рабочей
тетради, методического пособия позволит
поддержать у младших школьников
устойчивый познавательный интерес к
изучению родного языка. Программа
и учебники построены с учетом
дидактико-психологических и
лингвометодических подходов к обучению
и развитию учащихся в процессе изучения
языка и речи. В
программе каждого класса имеются
центральные, основные темы или разделы.
Однако при распределении учебного
материала в учебнике учитываются степень
подготовки учащихся к восприятию
сведений о языке, постепенность и
осознанность восприятия школьниками
определенных сторон языковых единиц,
возрастание сложности материала,
комплексное изучение грамматической
теории, навыков правописания и развития
речи. Сведения по
языку, грамматические выводы и определения,
орфографические и пунктуационные
правила, разъяснения и комментарии
учителя должны занимать на уроке
определенное время и место. Все это
будет обеспечивать необходимый уровень
осознавания языковых явлений. Процесс
обучения русскому языку построен таким
образом, что каждое грамматическое
понятие раскрывается на основе изученного.
Осознавание нового языкового материала
происходит в процессе наблюдения над
языковыми понятиями и их признаками с
последующими обобщениями и выводами.
Одной из форм организации наблюдений
ученика над языковым материалом является
диалог ученика и автора (если это
малокомплектная школа), диалог учителя
и ученика (диалог ведет учитель от имени
автора по вопросам и заданиям учебника).
Важно сделать ученика участником
наблюдений над языком, заинтересовать
новой темой. Основная
часть уроков по русскому языку должна
быть посвящена упражнениям различных
видов и форм: это упражнения, обеспечивающие
совершенствование чтения, говорения,
правильное произношение слов, слогов
и звуков, грамматический разбор слов,
словосочетаний и предложений, использование
таблиц, схем, алгоритмических предписаний,
моделей и графиков, рисунков, материалов
форзацев учебника. Упражнения
учебника и рабочей тетради разнообразны.
Задания к ним можно рассматривать как
учебно-познавательные задачи (лексические,
фонетико-графические, грамматико-орфографические,
синтаксические, стилистические). Решение
таких задач, с одной стороны, потребует
от учащихся умений анализировать,
объяснять, рассуждать, сопоставлять,
классифицировать, делать выводы, с
другой стороны, будет способствовать
развитию абстрактного лингвистического
мышления, правильному усвоению языковых
понятий и их связей, совершенствованию
и применению знаний в практике языка и
речи. Задания разной степени сложности
позволят эффективно осуществлять
индивидуально-дифференцированный
подход к учащимся с разным уровнем
языковой подготовки. Существенное
значение придается развитию связной
речи учащихся в ее устной и письменной
форме. Материалы учебника, тетради и
методического пособия дают возможность
формировать речевые умения, необходимые
для полноценного восприятия чужого и
создания своего собственного высказывания.
Речевые умения формируются в процессе
выполнения специальных речевых заданий,
анализа художественного текста-образца
и в процессе коллективного или
самостоятельного составления собственного
текста по личным наблюдениям, заданной
учителем или выбранной самим учеником
теме, по сюжетному рисунку или серии
рисунков, по репродукции с картины
художника. Формируются навыки культуры
речи, проводится работа со словарями
учебника (обращение к словарям возможно
при изучении любой темы). Одной
из задач обучения русскому языку является
закрепление гигиенических навыков
письма и совершенствование графических
и каллиграфических навыков письма.
Задания по чистописанию являются одним
из обязательных компонентов урока. На
минутках чистописания закрепляется
навык правильного начертания букв в
словах, проводятся упражнения в развитии
ритмичности, плавности письма,
способствующие формированию скорости
письма, упражнения по устранению
недочетов графического характера в
почерках учащихся. Языковой
материал учебника и рабочей тетради,
тексты и предложения, взятые из лучших
произведений классической художественной
и научно-популярной литературы,
произведений устного народного
творчества, словари (толковый,
орфографический, орфоэпический,
словообразовательный, иностранных
слов, синонимов, омонимов, антонимов,
фразеологизмов) будут способствовать
расширению кругозора детей, обогащению
их словаря, эффективному решению
образовательно-воспитательных задач,
создадут хорошую речевую среду на
уроке. Рабочие
тетради к учебникам предназначены для
формирования и совершенствования
приобретаемых учащимися знаний, умений
и навыков, для индивидуальной и
дифференцированной работы, для проверки
и самопроверки знаний, умений и навыков
по изучаемым разделам курса русского
языка. Задания в рабочей тетради не
повторяют заданий учебника, хотя
непосредственно с ними связаны, и не
требуют много времени для их выполнения.
Языковой материал рабочей тетради
учитель может использовать на уроке
либо по рекомендации авторов учебника,
либо по своему усмотрению, а также при
проведении внеклассных занятий по
русскому языку. Методическое
пособие для каждого класса создано в
соответствии с программой и учебником
русского языка и представляет один из
возможных вариантов работы по русскому
языку. Пособие включает: 1) объяснительную
записку к изучению курса русского языка;
2) лингвометодический комментарий к
каждой теме, где авторы освещают трудные
вопросы изучения темы, дают методические
рекомендации к работе по теме, а также
языковой материал для проведения
словарно-орфографических минуток;
3) развернутые планы уроков по темам;
4) варианты проверочных и творческих
работ для проверки знаний, умений и
навыков по каждой изучаемой теме.
Методическое пособие построено таким
образом, чтобы помочь учителю активно
использовать свой методический опыт
преподавания и одновременно с этим
открыть возможность для его творческого
переосмысления.
Основные
содержательные линии курса
Ключевыми
знаниями и умениями, которые дети
приобретают в 1 классе, являются
фонетико-графические. Первоклассники
на уроках русского языка учатся слышать
и произносить основные звуки речи,
различать их на основе артикуляционных
признаков, получают сведения о звуках
и буквах в их соотношении, уточняют
полученные в период обучения грамоте
представления о гласных и согласных
звуках и буквах, их обозначающих, об
алфавите, ударении, ударных и безударных
гласных, о парных по глухости и звонкости,
твердости и мягкости согласных звуках,
шипящих звуках, учатся производить
простейший звуко-буквенный анализ
слов. В 1 классе
проводится пропедевтическая работа,
необходимая для выработки правописных
навыков. Ученики узнают о различии в
произношении и написании слов с парными
звонкими и глухими согласными в конце
слова, учатся различать ударные и
безударные гласные. Уже на этом этапе
первоклассники осознают, что под
ударением гласные пишутся так же, как
слышатся, а безударные гласные нуждаются
в проверке ударением (столы —
стол, леса — лес);
что перед гласными буква, обозначающая
парный по глухости-звонкости согласный
звук, не требует проверки на письме, а
на конце слов ее нужно проверять (сад —
сады, дуб — дубы).
В связи с этим существенное значение
приобретают упражнения, способствующие
развитию умения соотносить произношение
и написание слов, развитию навыка
самоконтроля, упражнения в звуко-буквенном
анализе слов. Ведется пропедевтическая
работа по формированию умений правильно
писать буквосочетания жи — ши,
ча — ща, чу — щу, чн — чк,
умений писать заглавную букву, обозначать
мягкость согласного звука буквами и,
е, ё, ю, я и
мягким знаком (ь),
правильно переносить слова с одной
строки на другую. Существенное
внимание отводится лексической,
синтаксической и речевой работе,
формированию специальных речевых
умений, чему подчинено содержание
словарного, тестового, иллюстративного
материала. Детям
дается общее представление о речи, ее
видах, формах, языке как средстве общения.
Знакомясь с текстом, ученики наблюдают
за предложениями, различными по цели
высказывания и интонации, учатся
понимать, что смысл предложения может
меняться от логического ударения,
интонации, порядка слов. Дети учатся
строить предложение по определенной
теме, рисунку и опорным словам. Школьники
получают первое общее представление
об однозначных и многозначных словах,
а также о синонимах, антонимах, омонимах
(без введения терминов), тематических
группах слов, слов с переносным значением.
Дети учатся отличать текст от предложений,
не связанных между собой по смыслу,
определять тему текста, подбирать к
нему заголовок. На страницах учебника
первоклассники встречаются с разными
видами текстов: стихотворным и
прозаическим, художественным,
научно-деловым, в котором сообщаются
сведения о языке. Дети учатся читать
лингвистический текст и понимать его
содержание. Задания учебника и тетради
предполагают обучение воспроизведению
прочитанного текста, обоснованию
правильности своего ответа, созданию
текста на определенную тему и по рисунку,
составлению продолжения текста. Во
2 классе в содержании программного
материала значимое место продолжают
занимать фонетико-графические знания
и умения; их формирование и совершенствование
происходит на основе закрепления,
систематизации и углубления уже
отработанных в 1 классе. Совершенствуются
умения слышать звуки русского языка в
слове, правильно их произносить,
устанавливать последовательность
звуков в слове, различать особенности
гласных и согласных в слове, ударных и
безударных гласных, твердых и мягких
согласных, глухих и звонких, парных по
глухости-звонкости согласных; соотносить
звуки и буквы, устанавливать их роль в
слове; правильно называть буквы алфавита,
записывать слова без пропусков и
перестановки букв, обозначать мягкость
согласного звука буквами и,
е, ё, ю, я и
мягким знаком (ь). Совершенствуются
навыки написании слов с буквосочетаниями
жи — ши,
ча — ща, чу — щу,
а также чк,
чн, щн;
правил переноса слов; написания двойных
согласных в слове (ванна,
класс),
формируется навык написания слов с
мягким разделительным знаком. Существенная
роль отводится формированию навыка
правописания слов с безударными гласными
и парными по глухости-звонкости согласными
звуками в корне слов, предупреждению
орфографических ошибок. Во многих
текстах выделены орфограммы, и на них
обращается внимание детей при списывании
текста, или при письме по памяти, или
под диктовку. На
основе полученных знаний о звуках
русского языка, об ударении идет обучение
русскому литературному произношению
звуков и их сочетаний в словах (что,
скучно, помощник, скворечник),
а также нормам ударения в словах и формах
слов, наиболее употребительных в речи
(магазин,
звонить, повторить, взяли — взяла,
занят — занята). Во
2 классе закладываются основы для
формирования грамматических понятий:
синтаксических (предложение, основа
предложения, члены предложения, главные
члены предложения, подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения);
словообразовательных (родственные или
однокоренные слова, корень слова);
морфологических (части речи, имя
существительное, имя прилагательное,
глагол, местоимение, предлог). Учащимся
дается общее представление об этих
понятиях и некоторых их существенных
признаках, о связи между признаками
понятий и самими понятиями. Усвоение
грамматических понятий становится
процессом умственного и речевого
развития: у школьников развиваются
умения анализировать, сравнивать,
сопоставлять, классифицировать, обобщать;
активизируется и обогащается лексический
запас словами различных частей речи и
их формами, формируются умения
воспроизводить значения слов, правильно
выбирать и употреблять слова в общении,
совершенствуются навыки правописания
гласных и согласных в корне, однокоренных
слов и форм слов, написания заглавной
буквы в именах собственных, раздельного
написания предлогов со словами и частицы
не
с глаголами. Существенное
значение отводится лексической,
синтаксической работе, формированию
специальных речевых умений, необходимых
для восприятия, анализа и создания
речевых высказываний. Уточняется
и углубляется представление о нашей
речи, ее видах и формах, языке как средстве
общения между людьми. Ведется
наблюдение над предложениями, различными
по цели высказывания и интонации (без
введения терминов), по структуре
(распространенные и нераспространенные),
наблюдение за порядком слов, смыслом
предложений, связью слов в предложении,
оформлением предложений в устной и
письменной речи (прозаическом, стихотворном
тексте, диалогической речи). Учащиеся
учатся составлять предложения, различные
по цели высказывания и интонации, по
заданным схемам, вопросам, опорным
словам, определенной теме, рисунку,
учатся определять связь слов в предложении,
устанавливать последовательность
предложений в тексте. Уточняется
и углубляется представление о лексическом
значении слов, об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном
значении слов, об антонимах и синонимах,
о тематических группах слов; ведется
наблюдение над использованием этих
слов в общении, вводятся термины.
Продолжается работа с толковым,
орфографическим, орфоэпическим словарями,
словарем синонимов и антонимов; внимание
учащихся может быть привлечено к этим
словарям при изучении любой темы курса
русского языка. Формирование
специальных речевых умений проводится
в процессе анализа текста-образца и в
процессе коллективного создания текста
(под руководством учителя). Уточняется
представление о тексте и его признаках,
совершенствуются умения определять
тему, главную мысль, подбирать заголовок.
Проводится наблюдение над структурой
текста (вводная, основная, заключительная
части), развиваются умения выделять эти
части, определять их микротемы, подбирать
заголовок к каждой части и всему тексту,
устанавливать последовательность и
связь предложений в частях текста и
частей в тексте. Формируется общее
представление о типах текста, в которых:
1) передается сообщение на определенную
тему (повествовательный текст);
2) описывается предмет либо его части
(описательный текст); 3) доказывается
какая-либо мысль (текст-рассуждение);
4) развивается умение распознавать
эти тексты и создавать тексты определенного
типа под руководством учителя.
Совершенствуются умения различать
стихотворный и прозаический, художественный
и научно-деловой тексты, текст-диалог
и текст-монолог. Учащиеся учатся читать,
осознавать и работать с лингвистическим
текстом. В 3 классе
центральное место отводится формированию
грамматических понятий курса русского
языка (текст, предложение, слово,
словосочетание, части речи, имя
существительное, имя прилагательное,
имя числительное, глагол, местоимение,
предлог, члены предложения, значимые
части слова: корень, приставка, суффикс,
окончание и др.). Тема
«Состав слова» предполагает уточнение
и систематизацию знаний об однокоренных
словах и корне слова, формирование
представлений об основе и окончании,
суффиксе и приставке, их существенных
признаках. Школьники знакомятся с
некоторыми способами образования слов
(без введения терминов), чередованием
гласных и согласных звуков в корне,
правилами правописания безударных
гласных (проверяемых и непроверяемых
ударением), парных по глухости-звонкости
согласных в корне (на конце слова и перед
согласным), непроизносимых согласных,
правописанием наиболее употребительных
приставок и суффиксов, написанием
разделительного (ъ)
твердого знака. Проводятся упражнения
по совершенствованию навыка правописания
слов с изученными во 2 классе
орфограммами. Тема
«Части речи» дает возможность уточнить
и систематизировать знания учащихся о
некоторых изученных существенных
признаках частей речи (имя существительное,
имя прилагательное, глагол, местоимение,
предлог) и дать представление о других
существенных признаках частей речи
(категории рода, падежа, времени, лица
(у местоимений), формах изменения
имен существительных (по числам, падежам),
имен прилагательных (по числам, по родам
в единственном числе, падежам), глаголов
(по числам, временам), глаголов в прошедшем
времени в единственном числе по
родам. В ознакомительном
плане третьеклассникам дается первое
представление об имени числительном
как части речи. В
процессе изучения частей речи формируются
орфографические навыки правописания
существительных женского и мужского
рода с шипящим звуком на конце (ночь —
врач), навыки
правописания родовых окончаний имен
существительных (-а,
-о, -е), имен
прилагательных (-ый,
-ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя),
глаголов прошедшего времени в единственном
числе женского и среднего рода (-а,
-о), частицы
не
с глаголами. Проводятся упражнения в
правописании гласных и согласных в
корне, приставке и суффиксе в словах
разных частей речи. Изучение
языковых понятий проводится на базе
осознавания лексического значения
слов, анализа словосочетаний и предложений.
Уточняются и углубляются знания о
лексическом значении слов (однозначных
и многозначных словах, прямом и переносном
значениях слов, синонимах, антонимах),
учащиеся знакомятся с омонимами и
паронимами, устаревшими и новыми словами,
устойчивыми сочетаниями слов
(фразеологизмами), некоторыми
изобразительно-выразительными средствами
языка (сравнение, олицетворение).
Совершенствуются умения воспроизводить
лексическое значение слов, правильно
выбирать и употреблять слова в речи,
пользоваться лингвистическими
словарями. Уточняется
и углубляется представление о предложении,
главных и второстепенных членах
предложения. Учащиеся получают первое
представление о словосочетании, его
назначении в языке и речи, знакомятся
с предложениями, различными по цели
высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по
интонации (восклицательные и
невосклицательные), предложениями
простыми и сложными, предложениями с
обращением (общее представление). Продолжается
работа над совершенствованием
речеведческих знаний и умений: распознавать
текст, типы текстов, определять тему,
главную мысль, части текста, составлять
план, озаглавливать текст, составлять
собственный текст на основе текста-образца,
по заданной теме и рисунку, по заданной
теме и опорным словам, по заданной теме
и личному опыту либо творческому
воображению, по демонстрационной картине
и др. Формируются умения различать
книжный и разговорный стили текстов,
устанавливать типы связи в предложениях
текста, создавать текст определенного
типа и стиля. В 4
классе ведущим направлением работы по
языку будет функционально-синтаксическое.
Значительное место уделяется частям
речи и их существенным признакам.
Учащиеся знакомятся со словоизменением
частей речи (склонением имен существительных,
изменением их по падежам, склонением
имен прилагательных, личных местоимений,
спряжением глагола, изменением глаголов
настоящего и будущего времени по лицам
и числам), с новой частью речи —
наречием. На этом этапе начинается
работа над формированием сложных
орфографических навыков правописания
безударных падежных окончаний имен
существительных, имен прилагательных,
местоимений (в ознакомительном
плане), безударных личных окончаний
глаголов. Развивается умение анализировать
слово в единстве всех его сторон:
смысловой, произносительной,
словообразовательной, морфологической,
синтаксической. Совершенствуются
и углубляются уже приобретенные в
процессе изучения основных единиц языка
и речи знания, умения и навыки, формируются
навыки культуры речи. Одновременно
четвероклассники получают и новые
сведения о речи, тексте, предложении,
об однородных членах предложения, о
лексическом значении слова. Продолжается
работа со словарями учебника. 1
Упражнения по чистописанию проводятся
ежедневно на уроках русского языка. |