Автор
А. А. Плешаков
Данная линия
учебников имеет грифы «Рекомендовано»
и «Допущено»
Пояснительная
записка
Учебный
курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»)
преподается в 1—4 классах четырехлетней
начальной школы1. Курс
«Мир вокруг нас» имеет экологическую
направленность, которая определена
особой актуальностью экологического
образования в современных условиях.
С началом третьего тысячелетия
экологические проблемы, возникшие
ранее, не только не исчезли, а продолжают
углубляться. В ХХI веке их решение
приобретает характер фактора выживания
человечества. Особую остроту экологические
проблемы будут иметь в России, поскольку
наша страна решает сложнейшие задачи
экономического и социального развития
в условиях крайнего дефицита экологической
культуры в обществе. Учебный
курс «Мир вокруг нас» носит
личностно-развивающий характер. Его
цель — воспитание гуманного,
творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания,
к природному и культурному достоянию
человечества. Приоритетной
задачей курса является формирование в
сознании ученика ценностно-окрашенного
образа окружающего мира как дома своего
собственного и общего для всех людей,
для всего живого. На этой основе происходит
становление у ребенка современной
экологически ориентированной картины
мира, развивается чувство сопричастности
к жизни природы и общества, формируются
личностные качества культурного человека
— доброта, терпимость,
ответственность. К
числу важнейших задач курса относятся
воспитание любви к своему городу (селу),
к своей Родине, формирование опыта
экологически и этически обоснованного
поведения в природной и социальной
среде, развитие интереса к познанию
самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению
естественно-научных и обществоведческих
дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета
целенаправленно создаются условия для
развития у учащихся познавательных
процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования
учебной деятельности. Содержание
курса охватывает весьма широкий круг
вопросов: от элементарных правил личной
гигиены до знаний о нашей планете, о
странах и народах мира. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в
их неразрывном, органичном
единстве. Отбор
содержания учебного курса «Мир вокруг
нас» осуществлялся на основе следующих
ведущих идей: 1.
Идея многообразия мира. 2.
Идея экологической целостности
мира. 3. Идея
уважения к миру. Многообразие
как форма существования мира ярко
проявляет себя и в природной, и в
социальной сферах. На основе интеграции
естественно-научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается
яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и
культуры, видов человеческой деятельности,
стран и народов. В соответствии с
экологической направленностью курса
особое внимание мы уделяем знакомству
младших школьников с природным
многообразием, рассматривая его и как
самостоятельную ценность, и как условие,
без которого невозможно существование
человека, удовлетворение его материальных
и духовных потребностей. Экологическая
целостность мира — важнейший для
нас аспект фундаментальной идеи
целостности, также последовательно
реализуемой в курсе. Идея экологической
целостности мира реализуется через
раскрытие разнообразных экологических
связей: между неживой природой и живой,
внутри живой природы, между природой и
человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента
в жизни людей, анализируется положительное
и отрицательное воздействие человека
на эти компоненты. Важнейшее значение
для осознания детьми единства природы
и общества, целостности самого общества,
теснейшей взаимозависимости людей
имеет также включение в программу
элементарных сведений из области
экономики, которые присутствуют в
программе каждого класса. Уважение
к миру — это предлагаемая и применяемая
нами формула нового отношения к
окружающему, основанного на признании
самоценности сущего, на включении в
нравственную сферу отношения не только
к другим людям, но и к природе, к
рукотворному миру. Идея уважения к миру
базируется на учении А. Швейцера о
благоговении перед жизнью, на концепции
экологического императива Н. Н. Моисеева,
созвучна современным идеям воспитания
культуры мира. В
основе методики преподавания курса
«Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый
подход, обеспечивающий реализацию
развивающих задач учебного предмета.
При этом используются разнообразные
методы и формы обучения с применением
системы средств, составляющих единый
учебно-методический комплект. Учащиеся
ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические
работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания.
Проводятся дидактические и ролевые
игры, учебные диалоги, моделирование
объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны
экскурсии и учебные прогулки, встречи
с людьми различных профессий, организация
посильной практической деятельности
по охране среды и другие формы работы,
обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребенка с окружающим
миром. Занятия могут проводиться не
только в классе, но и на улице, в лесу,
парке, музее и т. д. В
соответствии с общей направленностью
курса и названными ведущими идеями
особое значение при реализации программы
мы придаем новым для практики начальной
школы видам деятельности учащихся, к
которым относятся: 1. Распознавание
природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы
атласа-определителя. 2. Моделирование
экологических связей с помощью графических
и динамических схем (моделей).
3. Эколого-этическая деятельность,
включающая анализ собственного отношения
к миру природы и поведения в нем, оценку
поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая
осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по
экологической этике. Остановимся
на особенностях содержания курса по
классам. В 1 классе
еще не выделяются и не структурируются
в самостоятельные разделы программы
те или иные предметные области
действительности (например, живая
природа, техника и т. д.). Ребенок
в этом возрасте — первооткрыватель
мира, и его интересует все. Целостный
образ окружающего формируется через
«мозаику» его компонентов в процессе
поиска ответов на детские вопросы: что?
кто? как? когда? почему? зачем?
и др. Первоклассники
учатся задавать вопросы об окружающем
мире и искать в доступной им форме ответы
на них. Первый круг
вопросов, сгруппированных в теме «Что
и кто?», обеспечивает формирование у
детей представлений об объектах
окружающего мира, их разнообразии и
свойствах. Предпочтение отдается самому
близкому, тому, что доступно непосредственно
чувственному опыту детей. Вторая группа
вопросов (тема «Как, откуда и куда?») —
это познание учащимися различных
процессов, явлений окружающего мира,
как естественных, так и связанных с
деятельностью людей. Третий круг вопросов
(тема «Где и когда?») развивает представления
детей о пространстве и времени, а
четвертый (тема «Почему и зачем?»)
обеспечивает опыт причинного объяснения
явлений окружающего мира, определения
целей и смысла той или иной человеческой
деятельности. Учебное
содержание в каждой теме выстраивается
в основном по единой схеме: мир неживой
природы, растения и животные, мир людей
и созданных ими предметов, наше здоровье
и безопасность, экология. Продвигаясь
в освоении курса от темы к теме, учащиеся
вновь и вновь возвращаются к основным
предметным областям, постоянно расширяя
и углубляя свои знания о них, рассматривая
их с новой точки зрения. В
курсе 2 класса выделяется несколько
содержательных линий. Первую из них
составляет ознакомление с природой.
Программой для 2 класса предусмотрено
формирование важнейших природоведческих
понятий: природа, неживая природа, живая
природа, дикорастущие и культурные
растения, дикие и домашние животные
и др. Важное место в курсе занимает
знакомство с конкретными природными
объектами (воздух, вода, различные виды
растений и животных). Дети учатся
распознавать растения и животных своей
местности, комнатные растения, обитателей
живого уголка, наиболее распространенные
породы собак и т. д. Вместе с тем
целенаправленно и последовательно
раскрываются доступные пониманию
учащихся экологические зависимости,
осознание которых необходимо для
развития у учащихся современного
экологического мышления. Большое
внимание в курсе уделяется воспитанию
гуманного отношения к живому, чувства
милосердия, норм поведения в природной
среде, следование которым составляет
основу экологической культуры
личности. В качестве
другой содержательной линии курса
выделим знакомство с жизнью общества
на примере своего города или села.
Учащиеся получают элементарные
представления об экономике, о простейших
производственных процессах и
соответствующих профессиях людей, о
культуре и образовании. При этом
раскрываются важнейшие взаимосвязи
между природой и хозяйством, между
различными отраслями экономики,
воспитывается уважение к честному,
добросовестному труду в любой сфере
жизни. Следующая
содержательная линия включает вопросы,
связанные со здоровьем и безопасной
жизнедеятельностью ребенка, и нацелена
на формирование соответствующих умений
и навыков. Наряду с овладением правилами
гигиены предусмотрено обучение умению
ориентироваться в ситуациях, которые
могут представлять опасность: на улице
и дороге, на воде, в быту, при контактах
с незнакомыми людьми и т. д. Важной
содержательной линией курса является
обучение умению общаться с другими
людьми — детьми и взрослыми, освоение
азбуки вежливости и элементарных правил
поведения среди других людей — в
семье, гостях, школе, общественных
местах. Еще одна
содержательная линия связана с обучением
учащихся простейшим способам ориентирования
на местности и формированием первоначальных
географических представлений о родной
стране, ее столице и других городах, о
разных странах мира и нашей планете в
целом. При этом начинается освоение
приемов чтения карты, которое будет
продолжено в последующих классах.
Изучение этих вопросов способствует
развитию пространственных представлений
детей, их воображения, помогает воспитывать
любовь к Родине, к Земле как общему дому
всего человечества. Перечисленные
аспекты содержания выделены в программе
в качестве отдельных тем: «Природа»,
«Жизнь города и села», «Здоровье и
безопасность», «Общение»,
«Путешествия». В
3 классе в начале учебного года изучается
тема «Как устроен мир», в которой
развиваются представления детей о
природе, человеке, обществе как составных
частях окружающего мира, об их
взаимодействии, а также об экологии как
науке и ее роли в сохранении нашего
природного дома. Далее
содержание программы раскрывается в
теме «Эта удивительная природа». В ней
систематизированы и последовательно
рассматриваются различные природные
компоненты (воздух, вода, растения,
животные и др.). Применительно к
каждому компоненту изучаются его
особенности, значение в природе и жизни
людей, охрана данного природного
компонента. Особое внимание уделяется
раскрытию разнообразных экологических
связей, отражающих целостность
природы. Затем
изучается тема «Мы и наше здоровье»,
нацеленная на формирование представлений
о человеке как части живой природы, о
строении и жизнедеятельности нашего
организма как единого целого. Большое
внимание уделено в этой теме вопросам
гигиены, подробно рассматривается
понятие «здоровый образ жизни». Логическим
продолжением данной темы является
следующая — «Наша безопасность», в
которой представлены основы безопасного
поведения как в повседневной жизни, так
и в экстремальных ситуациях. Необходимое
внимание уделяется вопросам экологической
безопасности. Важнейшие
представления детей об обществе, его
устройстве, взаимосвязях между человеком
и обществом, обществом и природой
формируются в теме «Чему учит экономика».
Учебный материал данной темы отобран
с учетом большой воспитательной,
развивающей и практической значимости
экономических знаний. Он тесно связан
с естественно-научным и экологическим
материалом курса и рассматривается
нами как одно из ключевых направлений
интеграции знаний о природе, обществе
и человеке. Подобную
интегративную функцию выполняет и тема
«Путешествия по городам и странам»,
которой завершается программа 3 класса.
Учебный материал этой темы представлен
в форме путешествий по городам России,
по странам ближнего зарубежья, европейским
странам, а также по знаменитым местам
мира. Такой подход позволяет преподносить
в единстве знания из областей географии,
истории, экономики, экологии, раскрывая
в яркой, образной форме ведущие идеи
курса. В 4 классе в центре внимания
учащихся находится Россия — ее
природа, история, хозяйство. При этом
наша Родина рассматривается как часть
глобального мира, а мы, ее граждане, —
как часть человечества. Курс открывается
темой «Земля и человечество», при
изучении которой учащимся предлагается
посмотреть на мир с точки зрения
астронома, географа, историка, эколога.
Важно отметить, что в этом разделе детям
впервые предлагаются в систематизированном
виде элементарные сведения об истории,
исторических источниках. При этом дети
в общих, наиболее существенных чертах
прослеживают также и историю взаимоотношений
человечества и природы, получая
представление об истоках современных
экологических проблем. Изучение
курса продолжается в теме «Природа
России», которая знакомит детей с
разнообразием природы нашей Родины, с
природными зонами, с характерными для
этих зон экологическими проблемами и
способами их решения. Далее в теме «Наш
край — часть большой страны» изучаются
формы земной поверхности, полезные
ископаемые, водоемы, почвы, природные
сообщества, сельское хозяйство, охрана
природы края, где живут учащиеся. Следующая
тема программы — «Страницы всемирной
истории» — формирует у учащихся
представления об основных периодах
развития человечества. Путь человечества
от начала истории до современности
предстает перед детьми целостно, в виде
ряда сменяющих друг друга образных
картин, наполняющих конкретным содержанием
понятие «лента времени». Далее
изучается тема «Страницы истории
Отечества». Она предусматривает
первоначальное знакомство детей с
историей родной страны, с наиболее
важными историческими событиями и
яркими историческими личностями.
Программа ориентирована на развитие у
ребенка интереса к прошлому страны,
формирование потребности в получении
и расширении исторических знаний. Отбор
фактического материала определяется
его доступностью для учащихся данного
возраста, возможностью вести работу по
развитию образного мышления и эмоциональной
сферы младших школьников, по формированию
у учащихся патриотических, гражданских
и нравственных качеств. Тема призвана
показать причастность к истории каждого
человека, каждой семьи, раскрыть связь
времен и поколений, познакомить учащихся
с образцами благородного служения
Отечеству. Логическим
продолжением раздела об истории Отечества
является тема «Современная Россия»,
которая знакомит детей с государственным
устройством, государственной символикой
и государственными праздниками нашей
страны, с многонациональным составом
населения России, ее регионами. В этой
теме изучаются также важнейшие вопросы
о правах человека и правах
ребенка. Учебный
курс «Мир вокруг нас» занимает особое
место среди учебных предметов начальной
школы. Образно говоря, это то, что «всегда
с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается
рамками урока. Оно продолжается постоянно
в школе и за ее стенами. Сам учебный курс
является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему
важно, чтобы работа с детьми, начатая
на уроках, продолжалась в той или иной
форме и после их окончания, например в
группе продленного дня, на внеклассных
занятиях. Учителю следует также стремиться
к тому, чтобы родители учащихся в
повседневном общении со своими детьми
поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это
могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и
получения информации от взрослых.
Желательно также, чтобы материалы
программы получали развитие в учебных
курсах аналогичной направленности,
преподаваемых в рамках регионального
компонента и компонента образовательного
учреждения. В
программе указано примерное количество
часов на изучение каждого раздела.
Учитель может самостоятельно
перераспределять часы с учетом
подготовленности учащихся и условий
работы в данном классе. В программе
указано также минимальное количество
экскурсий и практических работ, которое
может быть увеличено учителем по его
усмотрению. |