Авторы: Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. C. Шмагина
Данная линия учебников имеет
грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка
Программа
по предмету «Музыка» для 1—4 классов
четырехлетней начальной школы
общеобразовательных учреждений
составлена в соответствии с основными
положениями художественно-педагогической
концепции Д. Б. Кабалевского и
концепции «Преемственность четырехлетней
начальной школы в системе непрерывного
образования». В данной программе нашли
отражение изменившиеся социокультурные
условия деятельности современных
образовательных учреждений, потребности
педагогов-музыкантов в обновлении
содержания и новые технологии массового
музыкального образования. Широкое
культурологическое пространство данной
программы позволяет осуществлять выходы
за пределы музыкального искусства,
включать в контекст уроков музыки
сведения из истории, произведения
литературы, изобразительного искусства,
которые способствуют общему и музыкальному
развитию учащихся, формированию их
ассоциативно-образного мышления,
познавательных интересов, становлению
творческих способностей развивающейся
личности. Содержание программы «Музыка»
органично соединяется с содержанием
таких предметов концепции «Преемственность...
», как «Родное слово» (русский язык,
литературное чтение), «Знакомство с
окружающим миром», «Изобразительное
искусство», «Труд» (с элементами
художественной деятельности учащихся),
«Физическая культура». В процессе
музыкальных занятий совершенствуется
восприятие детьми окружающей жизни и
художественных образов с помощью не
только музыки, но и других видов искусства,
а также их память, внимание,
воображение. Цель
массового музыкального образования и
воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества
в развитии духовного потенциала
подрастающего поколения. Задачи
музыкального образования младших
школьников формулируются на основе
целевой установки программы: — воспитание
интереса и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, чувства музыки
как основы музыкальной
грамотности; — развитие
активного, прочувствованного и осознанного
восприятия школьниками лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого
и настоящего; — накопление
на основе восприятия музыки тезауруса —
интонационно-образного словаря, багажа
музыкальных впечатлений, первоначальных
знаний о музыке, опыта музицирования,
хорового исполнительства, необходимых
для ориентации ребенка в сложном мире
музыкального искусства. Содержание
программы базируется на
художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных
пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, духовной музыки, произведений
композиторов-классиков (золотой фонд),
сочинений современных композиторов.
Приоритетным в данной программе является
введение ребенка в мир музыки через
интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры — «от родного
порога», по выражению народного художника
России Б. М. Неменского. При этом
произведения отечественного музыкального
искусства рассматриваются в контексте
мировой художественной культуры. Освоение
образцов музыкального фольклора как
синкретичного искусства разных народов
мира, в котором находят отражение факты
истории, отношение человека к родному
краю, его природе, труду людей, предполагает
изучение основных жанров фольклорных
сочинений, народных обрядов, обычаев и
традиций, из устных и письменных форм
бытования музыки как истоков творчества
композиторов-классиков. Включение в
программу произведений духовной музыки
базируется на культурологическом
подходе, который дает возможность
учащимся осваивать духовно-нравственные
ценности как неотъемлемую часть мировой
музыкальной культуры. Программа
направлена на постижение закономерностей
возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью,
разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики
воздействия на духовный мир человека
на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки,
ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как
«искусством интонируемого смысла»
(Б. В. Асафьев), с конкретным
музыкальным произведением у детей
формируется опыт творческой деятельности
и эмоционально-ценностного отношения
к музыке и жизни; осваиваются основные
сферы музыкального искусства, виды
музыкальной деятельности (исполнение,
сочинение, слушание), интонация как
носитель образного смысла музыкального
произведения, принципы развития музыки
(повтор, вариационность, контраст),
особенности формы музыкальных сочинений
(одночастная, двухчастная, трехчастная,
куплетная, рондо, вариации), жанры музыки
(песня, танец, марш, сюита, опера, балет,
симфония, инструментальный концерт,
кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.),
основные средства музыкальной
выразительности и своеобразие, специфика
их преломления в музыкальной речи
композитора в конкретном
произведении. Критерии
отбора музыкального материала в
данную программу заимствованы из
концепции Д. Б. Кабалевского —
это художественная ценность музыкальных
произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая
целесообразность. Основными
методическими принципами программы
являются: увлеченность, триединство
деятельности композитора —
исполнителя — слушателя, принцип
тождества и контраста, интонационность,
опора на отечественную музыкальную
культуру. Принцип
увлеченности, согласно которому в
основе музыкальных занятий лежит
эмоциональное восприятие музыки,
предполагает развитие личностного
отношения ребенка к явлениям музыкального
искусства, активное включение его в
процесс художественно-образного
музицирования и творческое
самовыражение. Принцип
триединства деятельности композитора —
исполнителя — слушателя ориентирует
учителя на развитие музыкального
мышления учащихся во всех формах общения
с музыкой. Важно, чтобы в сознании
учащихся восприятие музыки всегда было
связано с представлением о том, кто и
как ее сочинил, кто и как ее исполнил; и
в равной мере исполнение музыки всегда
должно быть связано с ее осознанным
восприятием и пониманием того, как сами
учащиеся ее исполнили. Принцип
тождества и контраста реализуется
в процессе выявления интонационных,
жанровых, стилистических связей
музыкальных произведений и освоения
музыкального языка. Этот принцип является
важнейшим для развития не только
музыкальной культуры учащихся, но и
всей их культуры восприятия жизни и
осознания своих жизненных
впечатлений. Интонационность
выступает как ведущий принцип, регулирующий
процесс развития музыкальной культуры
школьников и смыкающий специфически
музыкальное с общедуховным. Музыкальное
произведение открывается перед ребенком
как процесс становления художественного
смысла через разные формы воплощения
художественного образа (литературные,
музыкально-слуховые, зрительные) и опору
на выявление жизненных связей
музыки. Освоение
музыкального материала, включенного в
программу с этих позиций, формирует
музыкальную культуру младших школьников,
воспитывает их музыкальный вкус,
потребность общения с высокохудожественной
музыкой в современных условиях широкого
распространения образцов поп-культуры
в средствах массовой информации. Виды
музыкальной деятельности на уроках
музыки разнообразны. Постижение одного
и того же музыкального произведения
подразумевает различные формы общения
ребенка с музыкой. В сферу исполнительской
деятельности учащихся входят: хоровое
и ансамблевое пение; пластическое
интонирование и музыкально-ритмические
движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен,
сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение
элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной
речи. Помимо этого,
дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, ответах на
проблемные вопросы, импровизациях
(речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений,
эскизах костюмов и декораций к операм,
балетам, музыкальным спектаклям; в
составлении художественных коллажей,
поэтических дневников, программ
концертов; в подборе музыкальных
коллекций в домашнюю фонотеку; в создании
рисованных мультфильмов, озвученных
знакомой музыкой, небольших литературных
сочинений о музыке, музыкальных
инструментах, музыкантах и др. Урок
музыки в данной программе трактуется
как урок искусства, нравственно-эстетическим
стержнем которого является
художественно-педагогическая идея.
В программе раскрываются наиболее
значимые для формирования личностных
качеств ребенка вечные темы искусства:
добро и зло, любовь и ненависть, жизнь
и смерть, материнство, защита Отечества
и др., запечатленные в художественных
образах. Какие же
методы музыкального обучения,
представленные в программе «Музыка»,
наиболее полно отражают процесс развития
музыкальной культуры младших
школьников? Как
известно, методы обучения должны отражать
цель, задачи и содержание изучаемого
предмета. В научно-методической литературе
последних лет исследователями в области
музыкальной педагогики предлагаются
различные методы. Для авторов данной
программы наиболее значимы те методы,
которые получают свое реальное воплощение
как в научно-методических исследованиях
последнего времени, так и в практике
работы учителей музыки. Это методы
художественной педагогики. Среди
них: метод художественного,
нравственно-эстетического познания
музыки; метод интонационно-стилевого
постижения музыки; метод эмоциональной
драматургии; метод концентричности
организации музыкального материала;
метод «забегания вперед и возвращения
к пройденному» (перспективы и ретроспективы
в обучении); метод создания «композиций»
(в форме диалога, музыкальных ансамблей
и др.); метод игры; метод художественного
контекста (выхода за пределы
музыки). Метод
художественного, нравственно-эстетического
познания музыки предполагает
организацию такой совместной деятельности
учителя и учащихся, при которой содержание
произведения осваивается на разных
уровнях: а) художественной значимости
данного сочинения в контексте культурных
ценностей эпохи, творчества конкретного
композитора, особенностей восприятия
современного слушателя; б) нравственной
проблематики данного сочинения, ее
направленности на формирование личностных
установок учащихся; в) освоения общих
(художественно-эстетических) и частных
(языковых) свойств музыкального образа,
отражающих степень развития позитивного
отношения ребенка к эстетическим
ценностям, уровень его понимания
особенностей музыкального языка.
Действие этого метода предполагает
активное использование в учебно-воспитательном
процессе таких форм общения, как диалог
и полилог. Учитель при этом
выступает как мудрый посредник между
музыкой и детьми. Метод
интонационно-стилевого постижения
музыки предполагает наличие в
деятельности учителя таких действий,
которые стимулируют детей на выявление
интонационно-образной и жанрово-стилевой
природы музыки и освоение ее как искусства
временного, процессуального. Действие
этого метода проявляется в намеренном
соединении на уроке произведений
различных эпох, национальных и
индивидуальных стилей, опирается на
проблемность вопросов, направленных
на развитие способностей учащихся
«схватывать» своеобразие индивидуального
воплощения композиторами и исполнителями
вечных тем искусства и связи, отношения
между отдельными художественными
явлениями. Этому могут способствовать
приемы вокализации, пластического
интонирования музыки и введение
импровизации-«сочинения» интонаций,
мелодий в определенном жанре и
стиле. Метод
эмоциональной драматургии урока
проявляется при разработке учителем
музыки сценария урока. В зависимости
от смысловых акцентов на том или ином
музыкальном сочинении, от конкретных
художественных пристрастий учителя и
учащихся, позитивного отношения
школьников к тем или иным видам
музицирования, уровня общего и музыкального
развития класса определяется драматургия
урока — последовательность учебных
задач, содержание и объем звучащей
музыки, кульминация урока, «последействие»,
эмоциональный тонус. Возможны разработки
сценарных планов уроков, построенных
по законам музыкальной формы, например
трехчастной, рондо, вариаций. В любой
из выбранных учителем композиций урока
важно не утратить его сугубо музыкальную
направленность. Метод
концентричности организации музыкального
материала рассматривается в программе
«Музыка» в двух смыслах — широком и
узком. В широком смысле действие этого
метода рассматривается в контексте
организации всего музыкального материала:
на разных отрезках учебных циклов
(четверть, год) изучаются одни и те же
произведения, но с разными задачами.
Образно это повторение можно сравнивать
с движением по восходящей концентрической
спирали, каждый виток которой выявляет
все новые качества уже знакомых детям
сочинений. В узком смысле метод
концентричности проявляется на конкретном
уроке, когда изучение нового произведения
опирается на уже известные детям
интонации, темы, образы. Метод
«забегания вперед и возвращения к
пройденному» (перспективы и ретроспективы
в обучении) тесным образом связан с
предыдущим методом музыкального
обучения. «Разведывая» возможности
усвоения детьми новых закономерностей
музыки, учитель в процессе урока
обращается к таким явлениям, понятиям,
категориям музыкального искусства,
которые ранее не фигурировали в
жизненно-музыкальном опыте детей.
Возвращение же к знакомым интонационно-образным
аналогиям, перекидывание
содержательно-смысловых арок от знакомого
музыкального материала к новому позволяют
расширить музыкальный словарь учащихся,
пополнить запас жизненно-музыкальных
впечатлений. Метод
создания «композиций» (в форме диалога,
музыкальных ансамблей и др.)
позволяет варьировать в процессе
музыкального обучения различные виды
музыкальной деятельности. Их сочетание,
построенное по принципу тождества и
контраста, дает возможность не только
усилить эмоциональное воздействие
музыки на слушателей-школьников, но и
совершенствовать навыки коллективного,
ансамблевого, сольного исполнения
музыки, что способствует более глубокому
и эмоционально окрашенному освоению
содержания музыкального искусства. Метод
игры — один из основных методов
практического освоения содержания
программы и учебно-методического
комплекта «Музыка» в начальной школе.
В игре развиваются мышление ребенка,
его речь, воображение, музыкальные
способности, творческие задатки. По
мнению известного педагога-психолога
Д. Б. Эльконина, «внутренняя сущность
игры заключается в том, чтобы воссоздать
именно отношения людей друг к другу»2.
Ролевые, сюжетные, дидактические
музыкальные игры позволяют сделать
процесс постижения основных закономерностей
музыкального искусства доступным и
увлекательным для младших школьников.
Игра активно используется на всех этапах
урока, во всех видах музыкальной
деятельности учащихся — при восприятии
музыки и размышлениях о ней, в разных
формах детского музицирования и
импровизаций-сочинений музыки. Действие
метода художественного контекста
(выхода за пределы музыки) обусловлено
содержанием учебников и рабочих тетрадей.
Их ассоциативно-образный ряд многообразен
и включает в себя литературные и
изобразительные аналоги музыкальных
сочинений. Именно окружение конкретных
музыкальных произведений художественными
творениями других видов искусства
(литературы, изобразительного искусства)
позволяет учащимся глубже осваивать
эмоционально-образное содержание
музыки, особенности ее формы и
языка. Структуру
программы составляют разделы, в
которых обозначены основные содержательные
линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением
художественно-педагогической идеи
блока уроков, четверти, года. Занятия в
1 классе носят пропедевтический,
вводный характер и предполагают
знакомство детей с музыкой в широком
жизненном контексте. В программе данного
класса два раздела: «Музыка вокруг нас»
и «Музыка и ты». В программе 2—4 классов
семь разделов: «Россия — Родина моя»,
«День, полный событий», «О России
петь — что стремиться в храм», «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!», «В
музыкальном театре», «В концертном
зале» и «Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье...». Основные
понятия и музыкальные термины (общие и
частные) обозначены в аннотациях к
каждому разделу программы, а также
предлагаются на страницах учебников и
тетрадей. Постепенное их усвоение
подкрепляется музыкальной деятельностью
детей. Данная
программа не подразумевает жестко
регламентированного, рецептурного
разделения музыкального материала на
учебные темы, уроки. Творческое
планирование художественного материала
в рамках урока, распределение его внутри
четверти, учебного года в зависимости
от интерпретации учителем той или иной
художественно-педагогической идеи,
особенностей и уровня музыкального
развития учащихся каждого конкретного
класса будут способствовать вариативности
музыкальных занятий. Творческий подход
учителя музыки к данной программе —
успех его музыкально-педагогической
деятельности. |