Автор В. И. Лях
Данная линия учебников имеет
грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка
Целью
физического воспитания в школе является
содействие всестороннему развитию
личности школьника. Слагаемыми физической
культуры являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей,
знания и навыки в области физической
культуры, мотивы и освоенные способы
(умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность. Достижение
этой цели обеспечивается решением
следующих основных задач: укрепление
здоровья, содействие нормальному
физическому развитию; обучение жизненно
важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и
координационных) способностей; приобретение
необходимых знаний в области физической
культуры и спорта; воспитание
потребности и умения самостоятельно
заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности
и укрепления здоровья; содействие
воспитанию нравственных и волевых
качеств, развитию психических процессов
и свойств личности. Система
физического воспитания, объединяющая
урочные, внеклассные и внешкольные
формы занятий физическими упражнениями
и спортом, должна создавать максимально
благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и
духовных способностей ребенка, его
самоопределения. В этой связи в основе
принципов дальнейшего развития системы
физического воспитания в школе должны
лежать идеи развития, личностного и
деятельностного подходов, оптимизации
и интенсификации учебно-воспитательного
процесса. При
решении задач физического воспитания
учителю необходимо ориентировать свою
деятельность на такие важные компоненты,
как воспитание ценностных ориентаций
на физическое и духовное совершенствование
личности, формирование потребностей и
мотивов к систематическим занятиям
физическими упражнениями, моральных и
волевых качеств, гуманистических
отношений, приобретение опыта общения.
Школьников необходимо учить способам
творческого применения полученных
знаний, умений и навыков для поддержания
высокого уровня физической и умственной
работоспособности, состояния здоровья,
для самостоятельных занятий. Содержание
программного материала уроков состоит
из двух основных частей: базовой и
вариативной (дифференцированной).
Освоение базовых основ физической
культуры объективно необходимо и
обязательно для каждого ученика. Без
базового компонента невозможна успешная
адаптация к жизни в человеческом обществе
и эффективное осуществление трудовой
деятельности вне зависимости от того,
чем хотел бы молодой человек заниматься
в будущем. Базовый компонент, иначе
называемый ядром, составляет основу
государственного стандарта
общеобразовательной подготовки в сфере
физической культуры и не зависит от
региональных, национальных и индивидуальных
особенностей ученика. Вариативная
(дифференцированная) часть физической
культуры обусловлена необходимостью
учета индивидуальных способностей
детей, региональных, национальных и
местных особенностей работы
школ. Настоящая
комплексная программа включает в себя
содержание основных форм физической
культуры в 1—4 классах, составляющих
целостную систему физического воспитания
в общеобразовательной школе. Программа
состоит из четырех взаимосвязанных
частей: уроки физической культуры,
физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме учебного и продленного дня,
внеклассная работа, физкультурно-массовые
и спортивные мероприятия. Предваряют
этот материал задачи физического
воспитания и показатели физической
культуры учащихся начальной, основной
и средней школы. Первая часть программы
регламентирует проведение уроков
физической культуры. Вторая,
третья и четвертая части программы
предназначены для педагогического
коллектива школы. Результативность
внеклассных форм физического воспитания,
физкультурно-массовых и спортивных
мероприятий, физкультурно-оздоровительной
работы обеспечивается совместными
усилиями директора школы, его заместителей
по воспитательной и учебной работе,
учителей физической культуры, учителей
начальной школы, физкультурного актива
учащихся старших классов, тренеров,
спортсменов, шефствующих организаций,
родителей.
Задачи физического воспитания
учащихся 1—4 классов
Задачи
физического воспитания учащихся 1—4
классов: укрепление
здоровья, улучшение осанки, профилактика
плоскостопия; содействие гармоническому
физическому развитию; выработка
устойчивости к неблагоприятным условиям
внешней среды; овладение
школой движений; развитие
координационных (точности воспроизведения
и дифференцирования пространственных,
временных и силовых параметров движений,
равновесия, ритма, быстроты и точности
реагирования на сигналы, согласования
движений, ориентирования в пространстве)
и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых,
выносливости и гибкости)
способностей; формирование
элементарных знаний о личной гигиене,
режиме дня, влиянии физических упражнений
на состояние здоровья, работоспособность
и развитие двигательных
способностей; выработка
представлений об основных видах спорта,
снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время
занятий; приобщение
к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на
основе формирования интересов к
определенным видам двигательной
активности и выявления предрасположенности
к тем или иным видам спорта; воспитание
дисциплинированности, доброжелательного
отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения
физических упражнений; содействие
развитию психических процессов
(представления, памяти, мышления и др.)
в ходе двигательной деятельности.
|