Авторы: А. Л. Семенов,
Т. А. Рудченко
Пояснительная записка
Наше
время предъявляет к людям новые
требования. Объем информации, которую
каждому из нас приходится перерабатывать,
растет изо дня в день. Средства
информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся
(от справочников, телефона, стиральных
машин до компьютеров), становятся все
более сложными и требуют от нас больших
знаний и умений для работы с ними. Поэтому
особую актуальность сегодня приобретает
информационная культура, многие
элементы которой должны войти уже в
начальное образование. Информационная
культура — это система общих знаний,
представлений, взглядов, установок,
стереотипов поведения, позволяющих
человеку правильно строить свое поведение
в информационной области: искать
информацию в нужном месте, воспринимать,
собирать, представлять и передавать ее
нужным образом. Это понятие находится
в ряду таких понятий, как «художественная
культура», «культура поведения» и т. п.
К информационной культуре относится
умение пользоваться источниками
информации — справочниками, словарями,
энциклопедиями, расписанием поездов,
программой телевизионных передач и др.
К ней же можно отнести и умение вести
телефонный разговор, и умение смотреть
(и не смотреть) телевизор, и умение
записать свой адрес и вести записную
книжку. В современном
начальном и среднем образовании
постепенно происходит смещение
приоритетов. Выработка информационной
культуры становится одним из основных
приоритетов в целях современного
образования, естественно, меняется и
подход к изучению информатики в школе.
Российские тенденции развития в этой
области образования соответствуют
мировым: • Сокращается
объем осваиваемых школьниками рутинных
технологических знаний и умений,
непосредственно связанных с используемыми
ИКТ. Школьники знакомятся с интуитивно
ясными средствами стандартного
интерфейса, после чего особенности
работы с конкретными программными
средами и техническими устройствами
могут осваиваться ими самостоятельно
в ходе их применения. • Изучение
информатики и информационных технологий
в рамках отдельного предмета разгружается
за счет практической отработки умений
и навыков в ходе изучения всех
общеобразовательных дисциплин, во
внеучебной и внешкольной деятельности;
основным вариантом изучения становится
полная интеграция содержания информатики
и информационных технологий в математике,
технологии, других школьных дисциплинах
без выделения отдельного
предмета. • Происходит
отказ от обязательного освоения
школьниками сред и языков профессионального
программирования. • Расширяется
изложение вопросов социальной информатики
(этические, экологические и правовые
вопросы работы с информацией). • Начало
изучения информатики переносится в
начальную школу, что приводит к повышению
эффективности учебной деятельности
школьников на последующих ступенях
обучения и тем самым способствует
разгрузке учащихся. Задача
курса и связи с другими предметными
областями. Перечисленные тенденции
были учтены авторами при создании курса
«Информатика в начальной школе». Курс
объединяет теоретическую информатику,
социальную информатику и информационные
технологии и закладывает базис для
основных информационных и коммуникативных
знаний высокого уровня, дает учащимся
навыки использования компьютера и
другие информационно-технологические
знания и навыки, лежащие в основе
информационной культуры. Этот
курс служит также существенным подспорьем
в развитии новой грамотности,
содержание которой значительно шире
классических «трех навыков», соответствующих
традиционному содержанию начального
образования: читать, писать,
считать. Имеется
в виду расширение понятий чтения
(активный поиск всех разновидностей и
типов информации, ее восприятие и
анализ), письма (создание информационных
объектов различных типов, установление
связей (ссылок) между различными
объектами, организация информации
надлежащим образом) и счета
(проектирование и конструирование
объектов и действий; различные построения,
в том числе логические, в графических
и телесных средах, естественным образом
представляющих основные объекты теории
вычислений и математики конечных
объектов). Новая
грамотность — сочетание осваиваемых
детьми основных лингвистических,
логико-вычислительных и коммуникативных
навыков, умения работать с определенными
материалами, орудиями умственного и
физического труда, способности выполнять
операции и процедуры, т. е. внутренних
и внешних технологий, — служит базой
последующих этапов и сфер
обучения. Характерно,
что в связи с изменением места и роли
образовательной области «Информатика»
в школе меняются не только образовательные
технологии, но и сама структура предметных
областей. Постепенно информатика, бывшая
некогда периферийной дисциплиной,
находит свое значимое место в школьном
обучении. Изучение курса «Информатика
в начальной школе» поддерживает другие
дисциплины, способствует общему развитию
детей и их умению ориентироваться в
окружающем мире. Основные идеи курса
находят свое отражение и в других
школьных предметах, поэтому данный курс
вполне может войти в базовое ядро
обучения в начальной школе. При этом,
по мнению авторов, работа с компьютером
является полезным и важным дополнением,
но не необходимой частью для достижения
главных целей курса. Авторы
курса считают, что его изучение параллельно
с основными курсами русского языка и
математики позволяет существенно
повысить качество освоения традиционных
тем в этих курсах за счет формирования
у учащихся еще одной, «информатической»
точки зрения и развития их мыслительных
и коммуникативных способностей. Одна
из задач курса информатики в начальной
школе — научить ребят: • работать
в рамках заданной среды по четко
оговоренным правилам; • ориентироваться
в потоке информации: просматривать,
сортировать, искать необходимые
сведения; • читать
и понимать задание, рассуждать, доказывать
свою точку зрения; • работать
с графически представленной информацией:
таблицей, схемой и т. п.; • планировать
собственную и групповую работу,
ориентируясь на поставленную цель,
проверять и корректировать
планы; • анализировать
языковые объекты; • использовать
законы формальной логики в мыслительной
деятельности. Курс
рассчитан на три года в объеме 34 часа
в год и предполагает возможность изучения
при отсутствии компьютеров в школе.
Однако если оснащенность школы позволяет,
можно сочетать изучение информатики в
рамках этого курса с занятиями по
информационным технологиям. Эти занятия
также могут проводиться до 34 часов в
год, и программа таких занятий разработана.
Независимость этих частей друг от друга
дает возможность реализовать различные
варианты изучения курса в зависимости
от технических возможностей и желания
школы. В случае если оснащенность школы
позволяет ученикам начальной школы
посещать компьютерный класс, а плотность
расписания не дает возможности проводить
больше одного урока информатики в неделю
(34 часа в год), можно организовать
уроки смешанного типа. В таком случае
часть урока ребята могут работать с
учебником, а остальное время — за
компьютером. При таком типе уроков время
для изучения теоретической части можно
экономить за счет проведения уроков,
интегрированных с другими
предметами. Программа
курса «Информатика в начальной школе»
соответствует рекомендациям ЮНЕСКО-ИФИП
«Информатика в начальном
образовании». Комплект
учебных материалов. В материалы
курса каждого года обучения входят:
учебник-тетрадь (в 2 частях), тетрадь
проектов и методическое пособие для
учителя. Учебник-тетрадь
содержит страницы, где даются
определения понятий, — листы
определений — и страницы с
заданиями, которые выполняются
детьми прямо в учебнике-тетради. На
листе определений вводится новый объект,
свойство, дается определение нового
понятия. Эти определения даются в
основном с помощью графических примеров.
Страницы с заданиями содержат задачи
по темам, представленным на листах
определений. Разумеется, блоки задач
не всегда однородны — часто встречаются
задачи на повторение и обобщение, многие
задачи комплексные, использующие
большинство уже пройденных тем. Вынимаемый
вкладыш учебника-тетради содержит
необходимый дополнительный рабочий
материал: контрольные работы в двух
вариантах, листы вырезания, запасные
поля для решения задач и др. В
тетради проектов собраны материалы,
которые потребуются при проведении
специальных проектных уроков, —
задания для детей, карточки со словами,
рабочие тексты и прочие раздаточные
материалы. В отличие от задач в
учебнике-тетради, в которых новая
информация вводится последовательно
и систематически и соответственно
формируется новое знание, проекты обычно
представляют собой выход в реальный
мир, включают большой объем новой
информации, представляют собой целостную
деятельность. При этом в работе с
проектом, естественно, используются
уже приобретенные знания и мотивируется
приобретение новых знаний. Работа с
проектами подразумевает также развитие
различных коммуникативных навыков,
поскольку в основном она выполняется
по группам. Создатели
учебника постарались выбрать бумагу
для учебных материалов достаточно
плотную, чтобы чернила фломастеров не
проступали на обороте листа. Пособие
для учителя содержит, помимо программы
и описания курса и общих советов по
проведению занятий, обсуждение каждой
новой темы и блока задач, относящегося
к этой теме, а также комментарии к
контрольным работам. В отдельной
главе пособия приведены подробные
описания работы в проектах. Организация
учебного процесса. Авторские идеи,
положенные в основу курса, требуют не
только иного материала для своего
воплощения, но и иной организации урока.
Основная модель урока курса — это
самостоятельная работа учащегося с
учебником-тетрадью, изучение им листов
определений и дальнейшее решение задач.
Приветствуется обращение учащегося к
учителю за индивидуальной
помощью-консультацией в сложных
ситуациях. Такая модель урока поддерживается
спецификой учебника-тетради, который
содержит полную информацию, необходимую
для решения любой задачи. Роль учителя
при этом состоит в том, что он индивидуально
обсуждает ход решения той или иной
задачи с теми учащимися, которые
столкнулись с трудностями, просматривает
решения задач и комментирует их. Кроме
того, задача учителя как консультанта
состоит не только в индивидуальной и
групповой помощи при решении или
толковании сложных заданий, но и в
правильной организации обсуждения по
итогам решения, в организации проектной
деятельности внутри какой-либо темы
или задания, в умении вовремя подхватить
и развить инициативу учащихся по
расширению и углублению разбираемого
задания. Такая
организация урока позволяет детям
учиться и развивать свои способности
более охотно и эффективно, чем при
традиционной форме проведения уроков.
Построение учебника-тетради ориентировано
именно на такую модель урока. Все новые
понятия вводятся при помощи графических
примеров, простых и понятных детям. При
этом курс не теряет ни логической
четкости, ни математической точности.
Листы определений и формулировки заданий
учебника не допускают неопределенности,
неоднозначности и одинаково понимаются
всеми учениками и учителем — все
участники учебного процесса играют по
общим правилам. Это является условием
успешной самостоятельной работы ученика
с курсом, а также результативности
помощи учителя и при необходимости
родителей. Наряду
с самостоятельной работой учащихся
важным видом учебной деятельности
является групповое обсуждение, в котором
фигурирует заданный кем-то вопрос,
неожиданное решение или трудность, с
которой столкнулись некоторые дети.
Учитель старается вовлечь в такое
обсуждение наибольшее число
детей. Безусловно,
какое-то время на уроке может быть
посвящено и более традиционной модели
работы — объяснению учителя. Такое
объяснение, как правило, продолжается
не более 2—3 минут, хотя возможен и более
продолжительный, до 5 минут, рассказ
учителя, вовлекающий детей в
диалог. Важной
составляющей курса являются также
проектные уроки. Проектная деятельность
отличается от обычного урока как
постановкой целей, так и организацией.
Это групповая работа ребят по выполнению
общей задачи. В процессе таких уроков
ребята учатся координировать и планировать
общую работу, общаться друг с другом.
Групповая проектная работа учащихся
может иметь самые разнообразные
воплощения в зависимости от конкретной
задачи для каждого проекта. Общее
содержание курса. Информатические
разделы математики в современной
начальной школе тесно связаны с другими
начальными разделами математики,
поддерживают их изучение. Перемещение
центра тяжести математического
образования в направлении объектов и
задач информатики является объективной
тенденцией развития математики.
Математические основы информатики во
многих отношениях являются естественным
полем формирования общих учебных навыков
и развития общих мыслительно-коммуникативных
способностей ребенка. В
ходе освоения курса важные фрагменты
математических основ информатики
осваиваются учащимися в наглядной
графической и телесной (трехмерной)
форме, этот процесс достаточно легко
вписывается в формат обучения в начальной
школе. В основу
построения курса положен следующий ряд
принципов: • ясные
правила игры, одинаково понимаемые
учителем и учеником; • графические
и телесные объекты учебной
деятельности; • введение
всего спектра основных понятий современной
компьютерной математики на материале
графических примеров, а не в виде
формальных определений для
заучивания; • использование
человеческих языков как основной
области реальных приложений математических
конструкций. Представление
о правилах игры, явных и неявных,
существенно для работы в классе. И
создатели курса (математики и лингвисты),
и учителя, и дети, работающие с учебником, —
все играют по одним и тем же правилам,
правилам математики и информатики. Ведь
гроссмейстер выигрывает партию у
любителя не потому, что его «назначили»
гроссмейстером, — правда в шахматах
для всех одна. Задача, которую авторы
ставят с первых уроков перед учителем
и детьми, — договориться о правилах
игры, т. е. правилах, принципах, законах
совместной деятельности. На протяжении
всей работы с курсом необходимо ясное
и явное понимание этих правил
детьми. Такие правила часто считаются
в школе самоочевидными и потому
несущественными, при этом иногда служат
причиной учебной неуспешности. Понимание
ребенком того, что значит правильно или
неправильно решенная задача, —
важнейший элемент всего учебного
процесса. Авторы стараются как можно
более ясно и явно формулировать все
условия и ограничения каждой задачи.
Суждение о том, правильно решена задача
или нет, в равной степени должно быть
доступно и ребенку, и учителю. Сравнение
математики с игрой по формальным правилам
и построение философии математики на
этой основе принадлежит Давиду Гильберту,
одному из крупнейших математиков конца
ХIХ — начала ХХ века. В информатическом
контексте такое сравнение особенно
плодотворно — конечно, не в связи с
компьютерными играми, а в связи с общим
стилем взаимодействия человека с
компьютером, когда компьютер действует
по правилам, не воспринимая обширного
и не всегда четкого окружения, в котором
живет человек. Одна
из основных задач курса, как и всего
обучения в школе, — это освоение
языка. В ходе работы над курсом постепенно
вводятся ключевые слова и выражения,
которые важны потому, что систематически
используются в текстах учебных материалов,
причем с точно определенным и фиксированным
смыслом, понятным и одинаковым для всех
детей и учителя. Для всех ключевых слов
авторы стараются максимально подробно
и ясно для ребенка (а также для учителя
и родителей) разъяснить, проиллюстрировать
и зафиксировать их смысл. Очень важно,
чтобы относительно каждого ключевого
слова у учителя с детьми было фиксированное
и одинаковое понимание, что это слово
значит. Курс тесно
связан с образовательными областями
«Математика» и «Языки». Однако и с
другими школьными дисциплинами он имеет
достаточно много точек соприкосновения.
Так, в процессе решения задач курса
ученики пользуются географической
картой, работают с родословными царей,
фигурками животных и т. п. Таким
образом, курс можно использовать для
интеграции предметных областей и
установления более тесных межпредметных
связей, а также иллюстрации специфики
практических задач, которые, как правило,
выходят за рамки какой-либо учебной
дисциплины. Математико-информатическое
содержание курса. Отдельное внимание
следует уделить терминологии, используемой
в курсе. В курсе используется система
базовых понятий современной информатики,
в наибольшей степени соответствующая
задачам продолжения образования в
средней, старшей школе и затем в вузе.
Речь идет о таких понятиях, как цепочка,
мешок, бусина, дерево и др. Понятие
цепочка (англ. string) относится
к числу наиболее часто используемых
базовых научных понятий информатики
(именно научных, в какой-то степени
практических, технологических, инженерных,
а не методических понятий обучения
информатике). Для этого понятия в русском
языке могут использоваться различные
термины, в частности «слово», «конечная
последовательность», «кортеж» (обычно
в математическом контексте), «строка»
(как правило, в несколько ином смысле),
однако термин цепочка является
наиболее употребительным и, по мнению
авторов, наиболее подходящим для
курса. С термином
бусина ситуация иная, ему в научном
и технологическом языке соответствуют
термины символ, элемент (цепочки),
буква. Этот термин не применяется в
научной литературе. Тем не менее авторы
используют его в курсе. Это связано
прежде всего с необходимостью установить
устойчивую связь между общим понятием
и его конкретной реализацией в виде
графических и телесных объектов. При
этом авторы считают, что переход на
последующих этапах обучения к стандартным
(и различным в разных изложениях и
контекстах) терминам трудностей у
учащихся не вызывает. Понятие
мешок (англ. bag) используется
в информатике так же, как и в учебнике-тетради.
Его отличие от понятия «множество»
просто и формально: в множество каждый
элемент может входить или не входить,
а в мешок он может не входить, входить
один, два, три раза и т. д. Например,
мешок букв слова МАМУ содержит
две буквы М, одну букву А
и одну букву У. Это понятие при
работе в области конечных объектов
часто бывает удобнее, чем понятие
множество. Его использование в
начальной школе имеет и методические
преимущества: оно легче воспринимается
детьми, чем понятие множества; оно более
непосредственно связано с понятием
числа и т. д. С другой стороны,
на последующих этапах обучения разница
между этими двумя понятиями становится
малосущественной. Понятие
дерево также одно из важнейших
базовых понятий современной информатики,
чаще используемое в научном и
образовательном языке, чем понятие
произвольного графа. Объекты,
базовые операции и отношения на
них: •
атомарные объекты — символы
различных алфавитов; одинаковость;
свойства — цвет, форма; • цепочки
(конечные последовательности) —
одинаковость; порядковая нумерация,
следование; соединение цепочки цепочек;
алфавитный порядок букв, лексикографический
порядок слов; • мешки
(множества, в которых элементы могут
повторяться) — одинаковость; ссыпание
цепочки в мешок, раскрытие цепочки
мешков; • таблицы
(одно- и двумерные таблицы
мешка); • деревья,
включая упорядоченные; • разбиения
плоскости; число областей. Языки: • объекты
и их имена; • утверждения;
истинностные значения: истина, ложь,
неизвестно; утверждения, не имеющие
смысла для данного объекта; • понятия
«все», «каждый» (по отношению к утверждениям
и объектам). Процессы: • проверка
утверждения для объекта; • последовательный
просмотр объектов цепочки и
мешка; • порождение
натурального ряда; • чередование
операций двух процессов; пересчет
объектов; • выполнение
цепочки команд; • построение
объекта по описанию — системе (мешку)
условий; • перебор
последовательных возможностей, дерево
перебора, построение всех объектов,
удовлетворяющих данной системе
условий; • выявление
несуществования путем полного
перебора; • игра,
позиции, ходы, правила, дерево игры,
стратегия в игре; • алгоритмическое
выполнение базовых операций над основными
объектами; • процессы
сортировки; • параллельные
процессы; • частично
заданные объекты, индуктивные построения
объектов; • метод
последовательного приближения; • разбиение
задачи на подзадачи; соединение
решений. Реальные
объекты, языки и процессы (в
качестве реальных языков используются
различные языки народов мира, для
некоторых только алфавиты): • алфавитные
цепочки русского и других языков; дефис,
апостроф; имена букв; • словари —
орфографические, толковые, двуязычные;
полная и частичная характеризация
понятия; • генеалогические
деревья; • базовые
операции с реальными мешками и
цепочками; • реальные
сортировки; • реальные
игры («Крестики-нолики», «Сим»
и др.); • турниры
и соревнования. |