Учебно-методический
комплект для начальной школы по системе
развивающего обучения Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова
Фундамент
системы составляет концепция развивающего
обучения, в которой ребенок рассматривается
не как обучаемый индивид, не как объект
обучающих воздействий, а как самоизменяющийся
субъект учения, как учащийся.
В
программах для начальных классов
комплекта Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
представлена система лингвистических
и математических понятий, усвоение
которых позволяет ученикам самостоятельно
и осознанно находить способы решения
широкого круга практических и
познавательных задач.
Содержание
учебных предметов, прежде всего, должно
способствовать формированию у младших
школьников основ теоретического
мышления. Последнее складывается в
процессе выполнения учащимися учебной
деятельности. Поэтому содержание учебных
предметов в системе Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова разработано в соответствии
с особенностями и структурой учебной
деятельности школьников.
Учебный
предмет в данной образовательной системе
строится с учетом ряда логико-психологических
положений, разработанных В.В. Давыдовым:
Усвоение
знаний, носящих общий и абстрактный
характер, предшествует знакомству с
более частными и конкретными знаниями;
последние выводятся учащимися из общего
и абстрактного как из своей единой
основы.
Знания,
конституирующие учебный предмет или
его основные разделы, усваиваются
учащимися в процессе анализа условий
их происхождения, благодаря которым
они становятся необходимыми.
Учащиеся
должны уметь, прежде всего, обнаруживать
в учебном материале генетически
исходное, существенное, всеобщее
отношение, определяющее содержание и
структуру объекта данных знаний.
Выявленное
отношение учащиеся воспроизводят в
особых предметных, графических или
буквенных моделях, позволяющих изучать
его свойство в чистом виде.
Учащиеся
должны уметь конкретизировать генетически
исходное, всеобщее отношение изучаемого
объекта в системе частных знаний о нем,
удерживаемых в таком единстве, которое
обеспечивает мысленные переходы от
частного к всеобщему и обратно.
Учащиеся
должны уметь переходить от выполнения
действий в умственном плане к выполнению
их во внешнем и обратно.
Программы
и учебники по всем основным предметам
для 1-4 классов